В регионах с суровым климатом в зимнее время требуется регулярная обработка автодорог и тротуаров от наледи. Для борьбы с обледенением коммунальными службами применяются реагенты разных видов, и одним из самых эффективных, недорогих и безвредных для окружающей среды считается пескосоляная смесь (ПСС), в составе которой всего два компонента – техническая соль и карьерный либо речной песок. Каждый из компонентов выполняет свою функцию – соль растворяет лед, а песок обеспечивает устойчивое сцепление автошин с дорожным полотном.
Правила применения пескосоли
Смесь предназначена для посыпания проезжей части, пешеходных дорожек, тропинок в парках отдыха и т.п. ПСС не рекомендуется для использования на железобетонных конструкциях (мостах, где ездят транспортные средства) и в местах, где гуляют дети.
Для большей эффективности предотвращения дорожно-транспортных происшествий вследствие заносов и снижения травмирования пешеходов во время гололедицы посыпать смесью дороги следует до выпадения осадков (снега и ледяного дождя), желательно, чтобы погода была безветренной. В случаях, когда реагентом обрабатывается обледеневшее либо заснеженное дорожное полотно, после его воздействия дорогу необходимо прочистить с помощью специальной техники или расчистить лопатами, а затем посыпать новой порцией пескосоли – чтобы вновь выпадающий снег сразу таял, не превращаясь в ледяную корку.
Техническая соль (хлористый натрий) в составе ПСС теряет свое свойство расплавлять лед при температуре воздуха ниже 30°C, но при этом пескосоль все же работает – противоскольжение обеспечивает песчаная составляющая.
На больших площадях разбрасывать ПСС лучше с помощью механических дозаторов, которыми оборудована современная коммунальная спецтехника – так реагент будет рассыпан по дорожному полотну равномерно, и на дорогах не окажется необработанных участков, где автомашины, разогнавшись, могут «поскользнуться».
При повышенной влажности смесь может комковаться, коммунальным службам следует вовремя счищать ее во избежание засорения ливневок.
Преимущества пескосоли
• Реагент имеет невысокую стоимость за счет доступности компонентов и простоты их добычи и приготовления смеси.
• ПСС начинает действовать сразу после обработки дороги.
• Для обработки дорог не требуется сложная техника.
• Состав не горюч, не токсичен.
• Годится для использования в разных погодных условиях.
• Не имеет срока годности в надлежащих условиях хранения.
Меры предосторожности и ограничения применения
• Хлорид натрия вызывает раздражение кожных покровов – работать с ПСС необходимо с использованием СИЗ (перчаток, не промокающей обуви).
• ПСС не следует применять на детских игровых площадках и в местах выгула домашних животных. Если питомец прошелся по дорожке, посыпанной ПСС, лапы после прогулки нужно промыть.
• Техническая соль разъедает замшевую и резиновую обувь – в местностях, где применяется реагент, обувь нужно мыть ежедневно.
• Может вызвать коррозию кузовного металла автомобиля – после поездок по обработанным ПСС дорогам кузов стоит протирать сухой ветошью.
Условия хранения
Городские коммунальные службы закупают ПСС в больших объемах впрок, поэтому необходимо обеспечить правильные условия хранения реагента, чтобы он не слеживался и не комковался. В помещении должно быть сухо, пескосоль должна находиться в герметичной пластиковой таре (прочных пакетах).
На открытом воздухе на рабочих площадках поскосоль должна храниться на бетонном покрытии, по периметру которого имеются сточные канавки, куда стекают дождь и тающий снег. Чтобы реагент не промокал сверху, пакеты с ним следует накрывать брезентом, можно соорудить временный навес. Лучше, чтобы мешки со смесью находились в деревянных поддонах.
Если ПСС готовится на месте, то есть составляется из песка и соли в нужных пропорциях, то смешивать компоненты нужно по мере необходимости.
Перед посыпкой дорог тара со смесью тщательно встряхивается для равномерного распределения песка с солью по дорожному полотну.